Проблемы и перспективы украинского автомобилестроения.

Одной из наиболее важных отраслей в машиностроительном комплексе любого развитого государства на сегодня является автомобилестроение. Без использования автомобилей не обходится повседневная жизнь ни граждан, ни экономика страны в целом. Потому стратегическая  важность автомобилестроения, как одной из приоритетных отраслей развития в целом понятна.

Украина, на сегодня являясь одной из промышленно развитых стран Восточной Европы, имеет в своем распоряжении в целом полную отрасль производства автомобилей всех типов, а также автобусов.  Но, как известно не одно большое дело не обходится без трудностей и подводных камней. О них и поговорим.

Украинское автомобилестроение как таковое, зародилось в 1944 году. Тогда свою работу начал Днепропетровский автомобильный завод. Вскоре на свет появился первенец – автомобиль ДАЗ-150, разработанный коллективом под руководством выдающегося отечественного конструктора Виталия Грачева. В силу ряда причин, в числе которых проблемы с оборудованием завода, этот автомобиль выпускался ограниченным тиражом. И вскоре завод в Днепропетровске был перепрофилирован на выпуск ракет, превратившись в легендарный «Южмаш».

С 1955 года началось массовое производство автобусов на новом заводе, построенном во Львове. Марка ЛАЗ стала широко известна с течением времени не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Модели завода – 695, 697, 699 стали по-настоящему культовыми. Львовские автобусы не работали только в Антарктиде, перевозя пассажиров на всех континентах, и заслужив признание своей выносливостью, ремонтопригодностью и хорошими эксплуатационными характеристиками.

Широкомасштабное производство собственно автомобилей в Украине началось в 1959 году — в строй стали два завода: в Кременчуге и Запорожье.  Понятное дело, что производство с чистого листа начинать очень трудно, и поэтому было принято решение о том, чтобы новые заводы не тратили время на разработку собственных моделей силами своих КБ.

Поэтому, кременчугцы поставили на конвейер уже отработанную модель тяжелого грузовика ЯАЗ-214, а запорожцы, с помощью сотрудников НАМИ создали первую легенду отечественного автомобилестроения    ЗАЗ-965 «Ялта», созданного на базе  Москвича 444 и ФИАТ-600.

За последующие десятилетия, вплоть до 1991 года на автомобильных предприятиях Украины был налажен выпуск многочисленной номенклатуры  машин, как грузовых, так и легковых. Флагманскими заводами оставались КрАЗ и ЗАЗ. Также продукцию – автомобили повышенной проходимости для армии и в гражданскую сферу начал выпускать  Луцкий автомобильный завод.

Произошедшие в 1991 году глубокие перемены в жизни страны самым непосредственным образом затронули и автомобильную промышленность. Точнее было бы сказать – прошлись по ней паровым катком. С обретением независимости начался системный кризис, что в этой сфере экономики Украины было обусловлено многими причинами.

В частности, к таким причинам можно отнести снижением покупательной способности граждан, разрывом корпоративных связей между расположенными в разных республиках предприятиями, напряженной ситуацией с поставками комплектующих и снижением качества деталей.  Также свою роль сыграл и начавшийся завоз в страну дешевых подержанных иномарок, значительно превосходивших по качеству и комфорту изделия отечественного автопрома.  Ведь и Таврия-1102 и Луаз-969 – основные, флагманские модели легковых автомобилей были разработаны как очень бюджетные машины, с минимальным набором необходимых водителю опций и комфорта.

Резко снизилась и доля производимых грузовых военных автомобилей, традиционную нишу сбыта Кременчугского автозавода.  Но даже в такой ситуации КБ удавалось проектировать и ставить в производство новые модели. Вот только объем их выпуска по сравнению с предыдущими годами был мизерным.

Отрасль пришла в состояние глубокой стагнации, и прибывала в таком состоянии до 1998 года, когда общий подъем экономики Украины позволил наконец исправлять ситуацию в автомобилестроении.

На базе Запорожского завода в сотрудничестве с корпорацией ДЭУ из Южной Кореи было создано производство современных на тот момент южнокорейских автомобилей, позволившее со временем насытить рынок Украины качественными отечественными машинами. А ДЭУ «Ланос» стал и вовсе одной из легенд отечественного автомобилестроения, «народным автомобилем».

С началом нового столетия автомобильная промышленность Украины демонстрировала неуклонный рост. В частности, были открыты автомобильные и автосборочные предприятия в Борисполе, Черкассах, Закарпатье, где собирались легковые автомобили и автобусы.

Инвесторы, увидев привлекательные условия для размещения в стране  производства все охотнее стали вкладывать деньги в автомобильную отрасль Украины, строить здесь предприятия – уже совсем другого уровня производства, нежели были в стране до этого.  Продукция ведущих автомобильных брендов Европы и Америки – «Опель», «Шевроле», «Шкода», «Фольксваген» стала нести на себе таблички «Сделано в Украине».

Даже несмотря на мировой кризис 2008 года, автомобильная отрасль на удивление быстро отошла от его последствий, и уже с 2011 года демонстрировала устойчивый рост, как производства автомобилей, так и их импорта за рубеж.

События 2014-2015 годов не с лучшей стороны отразились на перспективах развития украинского автопрома. Производство легковых автомобилей резко сократилось, продажи в автосалонах обрушились. Проблемы с реализацией, потеря в результате политических катаклизмов рынков сбыта существенно усложнили положение отечественной автомобильной промышленности.

Но в целом, с преодолением последствий кризиса и трудностей, стоящих сейчас перед Украиной автомобильная промышленность способна стать тем локомотивом, который способен вывести машиностроительный комплекс страны на место одной из ведущих отраслей экономики, и обеспечить с ее помощью существенный приток валюты в бюджет. А также способствовать созданию большого количества рабочих мест на разных предприятиях автомобильной промышленности Украины.

 

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Новини. Добавьте в закладки постоянную ссылку.