Интеграция в украинское общество людей с ограниченными возможностями

Проблема социальной адаптации людей с ограниченными возможностями как никогда актуальна. Решить эту проблему пытаются ученные разных отраслей науки: философы, психологи, социологи и, конечно же, педагоги.

Природа не щадит никого. И человек не только становится инвалидом в процессе своей жизнедеятельности, но и, к сожалению, рождается с физическими, умственными или психическими отклонениями.

Для людей с ограниченными возможностями трудно решать проблемы связанные с физической доступностью, равных возможностей в образовании, социального обеспечения, сохранения прав на свободу личности, духовно-этические проблемы профессиональной занятости, интеграции в общество.

Только при условии восприятия человека с ограниченными возможностями как партнера во время взаимодействия, активного привлечения к общественной жизни возможна полноценная интеграция инвалидов в общество.

Люди с ограниченными возможностями должны получить поддержку для удовлетворения своих потребностей и иметь соответствующие условия для интеграции в общество путем нормализации жизнедеятельности семьи, реконструкции окружающего мира, самоактуализации и активизации процесса коммуникации с ровесниками.

Одной из форм активной интеграции людей с ограниченными возможностями в общество, является создание и деятельность гражданских организаций (Союз организации инвалидов, Всеукраинская организация инвалидов, Инваспорт, Союз инвалидов Афганистана, Союз Чернобыль Украины и т.п.)

Основным законом Украины по защите инвалидов является Закон «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине». Этот Закон определяет основы социальной защищенности инвалидов в Украине и гарантирует им равные возможности для участия во всех сферах жизни общества. Участвовать в создании условий, которые помогут инвалидом вести полноценный образ жизни, несмотря на индивидуальные способности и интересы.

В законе красочно написано, о том, что социальная защита инвалидов со стороны государства заключается в денежной помощи, средств передвижения, протезирования, приспособленности жилья, населенных пунктов, общественного транспорта, средств коммуникации. Но так ли это?

Пенсия по инвалидности составляет около одной тысячи гривен, что с нынешними ценами определяет один поход по магазинам за продуктами и в аптеку за лекарствами. И не факт, что этой суммы хватит.

Следующий пункт: приспособления жилья, населенных пунктов, общественного транспорта. Этот пункт с трудом воплощается в жизнь. Дома не оборудованы пандусами, которые так необходимы людям с ограниченными возможностями. Магазины и аптеки имеют узкие двери, куда колясочники не могут заехать. Про транспорт вообще можно молчать, ведь он несет угрозу даже для здоровых жителей страны.

Правительство Украины во главе с премьером и ответственными за это направление работы министрами  регулярно отчитывается — постоянно работаем над совершенствованием законодательной базы для обеспечения эффективной помощи инвалидам. Но вопрос остается открытым. С 2015 года лицам, которые опекают инвалида с детства с высокой степенью утраты здоровья, разрешено брать дополнительный социальный отпуск. Острой остается проблема трудоустройства для людей с ограниченными возможностями.

Сейчас на востоке Украины ведутся боевые действия, а значит, становится актуальным вопрос о назначении/урегулирование статуса инвалида войны. В своем отчете министр социальной политики  Павел Розенко заявил о том, что с целью повышения уровня социальных и правовых гарантий военнослужащих внесено ряд изменений в нормативно-правовые акты.

Порядок установления статуса инвалида войны прописан в Постановлении Кабинета министров Украины от 8 сентября 2015 года №685 «Об утверждении порядка предоставления статуса инвалида войны лицам, которые получили инвалидность вследствие ранения, контузии или увечья, полученных во время непосредственного участия в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения».

На практике же военным, которые пострадали во время боевых действий, очень сложно доказать, что ранения они получили именно в АТО. Да, именно доказать –  в Медико-социальной экспертной комиссии открыто об этом говорят. Еще что смущает это сроки, в которые оформляется статус инвалида войны. Отечественная бюрократия остается верной себе даже в таком важном государственном деле. Ведь для того чтобы оформить этот статус, военнослужащему необходимо полтора-два месяца, и при этом следует обойти не одну инстанцию оббивая пороги и собирая необходимые справки. А учитывая, как было поставлено дело учета кадров в армейских подразделениях, особенно в первый период вооруженного конфликта на Востоке, дело это достаточно хлопотное и непростое.

И продолжая тему военных, раненных  в АТО. Протезирование бойцов, которые потеряли конечности вследствие боевых действий, происходит за счет государственных средств, но за 2015 год только половина военнослужащих, которые в результате ранений выбыли из строя, получила необходимую помощь. На 2016  год в бюджете Украины, который был принят уже с учетом требований национальной обороны, на оказание помощи раненым бойцам заложено существенно  больше средств, но хватит ли их, и будут ли они использованы по назначению – это вопрос.

Запись опубликована в рубрике Новини. Добавьте в закладки постоянную ссылку.