Проблемы децентрализации в Украине

Реформа местного самоуправления, которая  предполагает передачу целого ряда полномочий центральных органов власти на места, стартовала в Украине на рубеже 2014-2015 годов. Это стало логичным шагом по внедрению в стране европейской модели местного самоуправления, и перехода — от слегка измененной структуры бюджета и административно-территориального деления советских времен, к принципиально новой системе выстраивания отношений между центром и регионами страны.

Краеугольным камнем процесса децентрализации является перераспределение бюджетных средств — для более эффективного их расходования большая часть заработанного территориальными громадами будет оставаться на местах, и использоваться в интересах жителей, для обеспечения их бытовых, социальных и культурных потребностей.

Также процесс децентрализации предполагает значительное упрощение процесса выдачи разрешений, регистрационных свидетельств и другой документации, нужной для открытия или функционирования бизнеса. Ранее эти операции были для бизнесменов одной из самых трудных ступеней в открытии своего дела, прежде всего из-за своей коррупционной составляющей, затягивания процесса получения документов и всякого рода бюрократических проволочек.

В процессе передачи ряда полномочий в сфере привлечения, в том числе, и иностранных инвестиций,  от столичных инстанций на места, бизнесменам не нужно будет ездить в столицу за каждым согласованием. Это значительно ускорит  приход на украинский рынок товаров и услуг иностранных инвесторов, как из стран ЕС, так и из стран Южной Америки, Азии и других. И  позволит эффективно использовать время, которое ранее было бы потрачено на бюрократические процедуры согласования, сбор не одного десятка подписей чиновников, и одобрения в киевских инстанциях.

Из конкретных, каждодневных примеров, где децентрализация будет во благо членам территориальных громад, можно отметить следующие моменты. Сейчас для решения многих, самых насущных проблем людей в городах и селах Украины необходимо пройти многоступенчатую систему согласований и собрать огромное количество одобрений и справок. Будь то постройка детского сада или школы в районном центре или селе; покупка автомобиля скорой помощи или  школьного автобуса – транспорта, крайне необходимого в сельской местности; ремонт поврежденной стихией дороги; постройка моста, спортивных площадок,  или других объектов социальной сферы.

Вопиющую бюрократизированность разрешительной системы неоднократно отмечали многочисленные европейские эксперты, при этом делая акцент на том, что это одна из основных причин, тормозящих политико — бизнесовые, культурные и социальные  отношения между ЕС и Украиной.

Децентрализация, передачей полномочий на места, позволит жителям через выбранных ими депутатов сельских, городских и районных советов принимать все основные решения по обеспечению комфортного и безопасного проживания в конкретном населенном пункте.  Предполагается создать эффективные механизмы отчетности избранников перед своими избирателями в части расходования средств территориальной громады

Изучая европейский опыт, прежде всего близких нам по уровню развития стран Центральной Европы, необходимо отметить, что реформа по децентрализации власти у них была проведена около двадцати лет назад, и проведена довольно успешно. Этим европейские страны совершили несколько эпохальных дел. Прежде всего, значительно уменьшили коррупционную составляющую отношений центра и регионов, в части выдачи разрешительной документации на пользование землей,  местными природными ресурсами и инфраструктурой. Также значительно были упрощены, в частности в Венгрии, Словакии и Польше процедуры по открытию малого бизнеса, обслуживающего местное население. Это привело к заинтересованности громады в улучшении качества своей жизни и стимулировало занятость значительной части местного населения в сфере оказания услуг, мелком бизнесе и туристической сфере (где это возможно).

Процесс децентрализации также коснется и административно — территориального деления, где нужно, будут оптимизированы границы районов, пересмотрен статус отдельных поселков городского типа, городов и сел. Это делается для того, чтобы сделать максимально удобным для населения пользование общественными ресурсами, сокращение транспортных издержек, и созданию работоспособного механизма управления структурными подразделениями разных органов власти на местах.

Подводя итог, стоит отметить, что наблюдая пример соседей, и привнося на свою почву наиболее интересные наработки граничащих с нами стран Евросоюза, по мнению большинства экспертов, Украина способна в сравнительно короткие сроки (от четырех до семи лет) сделать качественный рывок в подъеме экономики на местах. А также в развитии инфраструктурных проектов с иностранными инвестициями,  и общему улучшению качества жизни, социально-бытовых и культурных потребностей членов территориальных громад во всех областях Украины.

 

 

Запись опубликована в рубрике Новини. Добавьте в закладки постоянную ссылку.